Транспортный коридор Arctic Corridor предполагает прокладку железной дороги между портами на побережье Норвегии (поначалу, портом Киркинес) и существующей финской железнодорожной станцией в Рованиеми (проект Arctic Rail).

В Финляндии разработан и может начать реализовываться многообещающий проект транспортно-логистического коридора Arctic Rail (http://www.arcticcorridor.fi), значимость которого выходит далеко за рамки собственно Финляндии и всей Скандинавии.

Что дает реализация проектов Arctic Corridor и  Arctic Rail

  1. Север страны страдает от недостатка транспортных магистралей. Предлагаемый проект предполагает строительство железнодорожной магистрали, соединяющей норвежский порт Киркинес с финским городом Рованиеми, и через него обеспечить выход в транспортную железнодорожную сеть Западной Европы. Протяженность вновь вводимой части магистрали должна составить 550 км.
  2. Этот проект мог бы дать толчок экономическому и социальному развитию северных регионов и Финляндии, и Норвегии; обеспечить экспорт руд и леса из этих регионов.Но с экономической точки зрения, прокладка дороги даст возможность задействовать богатые природные ресурсы северной части страны, где были найдены урановые и железосодержащие руды, запасы никеля, меди и платины (шахты в Кевитса, в частности, разрабатываются компанией First Quantum Minerals Ltd. и совместным российско-финляндским предприятием «Валт-Кевитса»), найдены богатые запасы алмазов и сапфиров. В этой части страны также растет много леса. Все это могло бы пойти на экспорт как в Европу, так и в Тихоокеанско-Азиатский регион.
  3. Он может дать возможность Финляндии стать страной-транзитером в рамках транспортного коридора Европа-Азия и Китайского шелкового пути (его северного морского компонента). При задействовании Северного морского пути в качестве морской части транспортного коридора Европа-Азия и Китайского шелкового пути появляется возможность использовать эту дорогу для доставки транспортируемых товаров из Европы до порта Киркинес в Швеции и далее в Азию (без огибания кораблями Скандинавии по бурным водам Северного моря), а товары из Тихоокеанско-Азиатского региона разгружать в Киркенесе и отсюда вести уже далее в Европу по железной дороге или автомобильным транспортом, сокращая, тем самым, маршруты движения кораблей из Азии до Европы, и сокращая общую длину плеча транспортировки грузов из Европы в Азию и обратно.
  4. Строительство дороги  также будет способствовать развитию арктического туризма в Лапландии и на севере Норвегии.

Противники проектов

Противниками проекта является экологи, которые считают, что прокладка дороги окажет резко отрицательное воздействие на экологию северных районов страны.

Международный транспортно-логистический узел

Ранее проект не находил поддержки, так как на этом «плече» доминировали железнодорожные проекты России — через Порты Мурманск и Собетта. В определенном смысле, проект строительства дороги является прямым конкурентом российским железнодорожным проектам, например, проекту “Белкомура” и развития порта Мурманск.

Но при благоприятном развитии событий российские и финские транспортные проекты могли бы дополнять друг друга: мурманский порт также мог бы быть соединен с данной железной дорогой и образовался бы крупный транспортно-логистический узел:

  1. Порты Киркинес и Мурманск находится в непосредственной близости и между ними не составит труда проложить железнодорожные пути. Другое ответвление дороги может пойти в районы Норвегии, расположенные к западу от Киркенеса.
  2. Кроме того, предполагалось строительство ветки, соединяющей Рованиеми с российской железнодорожной сетью, были даже проведены определенные подготовительные работы.

Планы военных на проекты

Неожиданную поддержку проект получил со стороны военных кругов в Швеции и Норвегии, которые считает, что рокадная дорога вдоль границы с Россией “окажет сдерживающий эффект на агрессивные устремления Кремля”.

Фазы реализации проекта

Общая стоимость проекта оценивается в три миллиарда евро. 600 миллионов евро может предложить Европейский союз. Еще 800 миллионов евро в проект готовы вложить норвежские пенсионные фонды. Пока нет видимых перспектив привлечения еще 1,6 млрд евро, поэтому дефицит кредитов и инвестиций заставил Хельсинки склониться к финансированию только первой фазы проекта, которая предполагает строительство железной дороги длиной 145 км от рудных шахт Соданкюля (расположены в 40 км от этого города) до Рованиеми стоимостью 350 млн евро. Минимальный необходимый для экономической жизнеспособности проекта транспортный поток должен составлять 1,5 миллиона тонн грузов.

Вторая фаза строительство предусматривает строительство участка от Соданкюля до Киркинеса длиной 362 км. Стоимость работ — 1,2 миллиарда евро (40% из них должны быть норвежскими инвестициями). Этот участок включен в транспортную систему TEN-T, поддерживаемую Европейским Союзом.

По первоначальным планам строительство дороги планировалось завершить в 2020-2025 гг.

У проекта слабые шансы на реализацию после 2017 года

Ухудшение международной обстановки после 2014 года привело к тому, что взаимодействие с российской стороной сошло практически на нет. Периодически финские и шведские официальны лица призывают к скорейшему возобновлению проекта. Однако он сталкивается с новыми сложностями на пути свей реализации. Так, для того, чтобы обойти российскую территорию при движении поездов в Европу предполагалось проложить туннель между Хельсинки и Таллином. Но проект повис в воздухе.

Еще одна крупная проблема состроит в том, что в Финляндии и прибалтийских странах используется российская ширина колей, которая шире европейской, а значит будет необходима смена либо вагонов, либо подмена колесных пар, чтобы обеспечить движение составов в Европу и обратно. Или же будет необходимо переложить железнодорожные пути, что немыслимо для слабых экономик прибалтийских стран и Финляндии.

Охлаждение отношений западных стран и Финляндии, в частности, с РФ и быстрое и успешное развитие отношений России и Китая в освоении Северного Морского Пути явились причинами угасания интереса к проекту Arctic Rail — самого крупного строительного проекта Финляндии. Так, реализацию проекта подрывает тот факт, что Россия и Китай совместно строят крупный морской порт в Мурманске и, вероятнее всего, основной поток китайских грузов в Европу по Арктике пойдет через него.

Последняя редакция текста осуществлена 7 декабря 2017 года.

Авторы проекта даже подготовили впечатляющий видеоролик с презентацией проекта.

Вас также могут заинтересовать другие статьи сайта

adminРазвитие транспорта в АрктикеТранспортный коридор Arctic Corridor предполагает прокладку железной дороги между портами на побережье Норвегии (поначалу, портом Киркинес) и существующей финской железнодорожной станцией в Рованиеми (проект Arctic Rail). В Финляндии разработан и может начать реализовываться многообещающий проект транспортно-логистического коридора Arctic Rail (http://www.arcticcorridor.fi), значимость которого выходит далеко за рамки собственно Финляндии и всей Скандинавии. Что дает...Дайджест событий и информации в Интернете, относящихся к Арктике